1С. ВЦ "Спектр"
Главная > Продукция и услуги > Торговое оборудование > Штрихкод. Технология автоматизации 

Штрих-код. Технология идентификации

Штрихкод - это самая известная технология идентификации. В настоящее время штриховые коды EAN/UPC лежат в основе всемирной системы, функционирование которой обеспечивается двумя крупнейшими специализированными международными организациями — GS1 (EAN International) и AIM Global.

EAN была создана в 1977 году по инициативе производителей и дистрибьютеров двенадцати европейских стран. Европейская Товарная Нумерация (European Article Numbering ) стала логическим развитием американской системы товарной нумерации UPC, которая к тому времени уже использовалась в США и Канаде. На протяжении нескольких следующих лет к EAN присоединились страны Европы, Латинской и Центральной Америки, Азиатско-тихоокеанского региона. В 2002 году в EAN Іnternatіonal вступили созданный в США - Совет по унифицированному кодированию UCC (Unіform Code Councіl) и Канадский совет по электронной коммерции. После этого EAN Іnternatіonal в 2003 году получила новое наименование - GS1, то есть "Всемирная система", т.е. стала первой и единой организацией по стандартизации и унификации информационного сопровождения мировой торговли по всемирной системе стандартов EAN•UCC. На 2006 год в числе участников GS1 - 101 национальная ассоциация, которые представляют 103 страны.

13-значным штрих-кодом EAN маркируются на сегодня подавляющее большинство товаров развитых стран. Таким образом, Европа выиграла спор о способе маркировки товаров штрих-кодами, который вела с американскими производителями, хотя США начали ставить штрих-коды на несколько лет раньше европейцев. Однако экономисты решили, что все же принятый в Европе стандарт штрих-кода более универсален.

Штриховой код символики EAN, представленный наиболее часто в стандарте EAN-13 предназначен для кодирования информации о происхождении товара. Код в стандарте EAN-13 состоит из 13 цифр: кода страны, кода изготовителя, кода товара и контрольной цифры.

Штриховой код - это последовательность черных и белых полос, отражающая некоторую информацию. Информация, содержащаяся в штрих-коде, напечатается в читаемом виде под кодом в виде цифр (расшифровка). В Украине маркирование штрих-кодами товаров субъектами предпринимательской деятельности осуществляется на основании Постановления КМУ №574 (1996 г.). Согласно Постановлению КМУ №574, товары маркируются штрих-кодами EAN, которые присваивает нумеровальная организация Ассоциация Товарной Нумерации Украины "ЕАН-УКРАИНА". “ЕАН-УКРАИНА” является самоуправляющейся некоммерческой неправительственной организацией. Ассоциация создана в сентябре 1994 по инициативе Союза экономистов Украины, при поддержке Правительства, причастных министерств, ведомств и организаций. Постановлением Кабинета министров Украины от 12 декабря 1994 года № 821 Ассоциации предоставлены полномочия представлять интересы украинских производителей и дистрибьюторов в Международной Ассоциации Товарной Нумерации (EAN International) и в других международных ассоциациях и организациях, действующих в сфере автоматической идентификации и штрихового кодирования.

Как изготовить штрих код?

После того, как для товара присвоен идентификационный номер EAN•UCC, перед предприятием возникает вопрос: как этот номер правильно представить в штрих-коде и промаркировать товар?

Изображение штрих-кода формируется с помощью специальных компьютерных программ. Чаще всего штрих-код закладывается в дизайн этикетки или упаковки товара. На сегодня некоторые типографии и дизайн-студии имеют соответствующее программное обеспечение и квалифицированных специалистов, и могут гарантировать правильную и качественную печать штрих-кода. Следует детально посоветоваться с печатниками, чтобы убедиться, что качественная печать штрих-кода будет гарантирована. Мы настойчиво рекомендуем в договоре о печати этикеток или изготовлении упаковок обуславливать соответствие геометрических и оптических характеристик штрих- кода, а также его расположение на товаре действующим Государственным стандартам Украины, и предусматривать ответственность типографии за несоблюдение нормативных требований.

Если печатники не уверены, что смогут правильно сформировать штриховой код, они могут попросить вас предоставить им оригинал штрих-кода - ее изображение на пленке или в электронном виде. Услуги по изготовлению оригиналов штриховых кодов предоставляются специализированными предприятиями. В некоторых случаях маркирования товара штрих-кодом осуществляется этикетками-наклейками со штриховыми кодами. Такие этикетки изготовляются с помощью специального оснащения.

Внедренческий центр "Спектр" 2017 г.